Максимальный срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия шоссейных дорог, как правило, составляет порядка 10…15 лет. Хотя, при интенсивном движении большегрузного транспорта, он может стать значительно ниже. Поэтому пристальное внимание уделяется качеству асфальтобетона при строительстве и ремонте дорожного полотна.
По технологии приготовления асфальт делят на три типа: горячий, теплый и холодный асфальт. Разница заключается в том, что при первых двух способах все компоненты нагреваются и смешиваются с подогревом, а при холодном – только один. По своему составу асфальтобетон бывает песчаный, мелкозернистый и крупнозернистый. В его составе щебень и гравий составляют порядка 85%, до 10% - песок и минеральный порошок и около 5…6% - битум, который связывает частиц песка и камни в единое целое при застывании.
Песчаный асфальт, ввиду слабой прочности покрытия, применяется для строительства пешеходных и велосипедных дорожек тротуаров. Для него используют щебень фракции до 5 мм, битум, песок и минеральный порошок.
Мелкозернистый асфальтобетон применяется для устройства верхних слоев дорожного покрытия. Его состав близок к песчаному, но в нем применяется более крупная фракция щебня – 2…15 мм.
Крупнозернистый же асфальт предназначен для устройства подстилающего низового слоя. В нем применяется щебень фракций 5…15 мм и 20…40 мм метаморфических и магматических пород. За счет этого достигается высокая прочность дорожной постели.
Технология дорожного строительства подразумевает не только приготовление и качественное перемешивание до однородного состояния асфальтобетонной смеси, но и ее укладку. Она должна происходить быстро ввиду того, что при остывании, битум начинает терять свои связующие свойства, а повторный разогрев значительно снижает качество асфальта.
Как правило, приготовление асфальта горячим способом выглядит примерно так: сушат или разогревают инертные материалы (гравий, песок и щебень) до температуры в 200ºС, перемешивают компоненты при 160ºС и при этом, добавляют минеральный порошок и битум.
Скорость укладки асфальта напрямую влияет на качество строящейся дороги. Однако за время его доставки от АБЗ до места производства работ, особенно в зимний период, он может остыть и стать непригодным к использованию. Для того чтобы этого избежать, применяется специальный транспорт с подогревом.
Статья подготовлена с использованием материалов интернет-ресурса http://ltsr.ru/.
Источники: http://ltsr.ru, http://ltsr.ru